Дидактические игры с духовно-нравственным содержанием
«РУКОТВОРНЫЙ И НЕРУКОТВОРНЫЙ МИР»
Цель: Упражнять детей в умении различать предметы рукотворного и нерукотворного мира, развивать внимание, мышление, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к вещам.
Игровые действия: воспитатель называет детям различные слова. Если слово обозначает предмет, сотворенный руками человека, то дети хлопают в ладоши. Если это предмет не сотворенный человеком, то дети поднимают руки вверх и произносят слово «Бог».
Правила игры: правильно классифицировать и называть предметы.
«НАЗОВИ ЛАСКОВО»
Цель: учить детей подбирать ласковые слова, образовывать уменьшительно-ласкательные слова и говорить их друг другу. Воспитывать дружелюбие, ласковость, нежность.
Игровые действия: дети встают в круг. Выбирается водящий – Фея Нежность. Этот ребенок по очереди дотрагивается волшебной палочкой до всех детей в круге. Выбранный ребенок говорит нежные слова соседу справа (слева). Например, милый, дорогой Ванечка. И т.д.
Правила игры: думать, правильно образовывать и подбирать слова, слушать внимательно ответы товарищей, при необходимости – помогать.
Оборудование: волшебная палочка.
«КРУГ ЖЕЛАНИЙ»
Цель: содействовать развитию речи детей, коммуникативных навыков, мышления. Воспитывать миролюбие, твердое желание творить добро.
Игровые действия: дети становятся в круг и, передавая игрушку по очереди, друг другу, высказывают свои пожелания. Например, «Я хочу, чтоб все зло на планете исчезло». И т.п.
Оборудование: любая игрушка (мяч, кукла, мишка и т.п.).
«ВСПОМНИ СКАЗКУ»
Цель: закреплять у детей знания содержаний сказок, рассказов. Учить анализировать и оценивать поступки героев. Воспитывать в детях желание совершать добрые дела
Игровые действия: дети вспоминают знакомые сказки и их героев, которые совершали добрые и злые поступки, анализируют и дают им оценку. За каждый ответ дети получают фишку. В конце игры педагог
Правила игры: вспомнить сказки, героев, дать оценку их поступков.
Оборудование: цветные фишки.
Приз для победителя.
«ДОБРО - ЗЛО»
Цель: учить детей различать добрые и злые поступки. Воспитывать мирность, дружелюбие, взаимопомощь и согласие.
Игровые действия: дети становятся перед взрослым. Взрослый по очереди называет детям любые слова, обозначающие какие-либо поступки, действия. Если слово обозначает добро, добрые дела, то дети хлопают в ладоши. Если это слово – зло, дети грозят пальцем и топают ногами. Водящим можно выбирать детей.
«ОТГАДАЙ, КТО ТАКОЙ»
Цель:формировать способность выделять каждого ребенка по тем или иным особенностям.
Игровые действия: детям зачитывают предложение, а они должны назвать имена тех детей, которые соответствуют характеристике.
- Кто никогда не опаздывает____.
- Кто никогда не кричит____.
- Кто всегда очень вежлив с другими____.
- У кого самый красивый голос____.
- У кого голубые глаза____.
- Кто самый веселый и шутливый____.
- Кто самый серьезный____.
- Кто самый честный____.
- Кто самый добрый____.
- Кто самый справедливый____.
«КОГДА Я МОЛЧУ»
Цель: формировать умение анализировать себя и окружающих.
Игровые действия: попросите детей закончить предложения словами
- Я люблю помолчать, когда я нахожусь__.
- Тишина для меня — это__.
- Когда я молчу, я чувствую__.
- Когда я говорю, а все молчат, я чувствую__.
- Когда все говорят, а я молчу, я чувствую__.
- Когда я гуляю по лесу, я чувствую__.
- Я люблю помолчать, когда я слушаю__.
Это задание можно выполнять при обсуждении любого понятия, например: красоты, улыбки, праздника.
«ТАЙНЫЙ ДРУГ»
Цель: формировать доброжелательное, уважительное отношение к сверстникам.
Игровые действия: Сложить конверты с фотографиями детей в коробку и предложить каждому ребенку вытянуть один из них. Попросить детей не рассказывать, кто им достался на фотографии. Если кто-то вытянул свою фотографию, он вытягивает конверт снова. Объяснить детям, что тот человек, чью фотографию они вытянули, отныне становится их «тайным другом», и в течение последующих трех дней они должны тайно проявлять к нему как можно больше внимания. Предложить детям нарисовать портрет своего «тайного друга». Через несколько дней попросить детей угадать, кто был их «тайным другом» и провести с ними беседу о дружбе.
Оборудование: конверты по количеству детей, детские фотографии.
«ВОЛШЕБНЫЙ СТУЛ»
Цель: формировать умение говорить приятные слова в адрес других.
Игровые действия: попросите детей встать в круг, в центре поставьте какой-нибудь красивый стул. Дети идут по кругу и поют: Кто сегодня всех красивей? Кто сегодня всех счастливей? Поскорее появись! На волшебный стул садись! По очереди дети садятся на волшебный стул, и каждый по кругу должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе. Перед началом игры педагог рассказывает детям о том, что волшебный стул умеет дарить детям добрые качества и, наоборот, отнимает у них все плохое. Но чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными (добрыми, любящими) глазами на того, кто сидит на волшебном стуле.
«ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДРУГУ КОМПЛИМЕНТЫ»
Цель: формировать умение говорить друг другу хорошие слова.
Игровые действия: Попросить одного из детей выйти из комнаты. Затем предложите каждому сказать в адрес вышедшего человека какой-либо комплимент. Запишите все комплименты, а затем позовите того, кто выходил из комнаты, и зачитайте ему записанное. Это задание целесообразно проводить как можно чаще, чтобы дети приучились говорить друг другу хорошее.
«РАССКАЗ О ДРУГЕ»
Цель: формировать способность характеризовать человека, раскрывая все его качества.
Игровые правила: предложите детям выбрать кого-либо из своих друзей и рассказать о нем, не называя его имени. Если детям трудно самим составить рассказ, предложить им ответить на вопросы:
- Кого больше всего любит ваш друг?
- Что больше всего любит делать ваш друг?
- Какое у него любимое время года?
- Есть ли у него любимые животные?
- Как он любит одеваться?
- Какое хорошее качество есть у вашего друга?
- Какие книги он любит больше всего?
- Какую музыку он любит больше всего? и т.д.
Дети должны угадать имя того, о ком рассказали. Предупредите детей, что их рассказ должен быть направлен на положительные черты характера того или иного
«КОЛЕЧКО КРАСОТЫ»
Цель: выделять самое красивое в человеке.
Игровые действия: скажите детям, что у вас есть колечко красоты. Стоит направить колечко на любого человека, как в нем сразу же становится видно все самое красивое. Дети встают в круг и вытягивают сложенные ладошки вперед. Педагог незаметно вкладывает колечко кому-нибудь в ладошки. Потом дети хором кричат: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Получивший колечко выбегает на середину круга. Он должен прикоснуться к своим друзьям колечком и рассказать о том, что красивого он видит в них. Тот, кто больше всех увидел красивого в своих друзьях, получает колечко красоты в подарок.